(NEW) Александар Фатич (Сербия)

24.02.2020

Александар Фатич (Сербия) - доктор философских наук, профессор Института философии и социальной теории Белградского университета и Австралийского национального университета Канберры, Президент Сербской ассоциации прикладных гуманитарных наук.

Язык и интенциональность в психодиагностике и психотерапии (Лекция) 

Presentation Language: English

В лекции будут обобщены основные идеи, касающиеся роли интенциональности (в трактовке этого понятия Брентано и Сёрлом), в контексте современной позитивистской психодиагностики и ее подводных камней. В лекции будут подробно рассмотрены практические вопросы установления первоначального контакта с клиентом с использованием языка и языковых игр в качестве исходного контекста. Автор лекции заострит внимание на некоторых лакановских взглядах на язык как среду, в которой «подсознание уже растворено», и обсудит возможные пути практического применения этих теоретических взглядов. 

Как они могли такое сделать? (Лекция)

Это, пожалуй, один из наиболее часто задаваемых вопросов, которые мы склонны адресовать себе и другим по поводу действий людей, которые, как представляется, нарушают основные ценности, которых придерживается большинство из нас: ложь перед лицом очевидных доказательств, действия, приносящие вред наиболее уязвимым людям, а также их близким, или преследование целей, явно наносящих вред самому себе и другим. Чаще всего на этот вопрос отвечают, что некоторые люди явно иррациональны, или что все люди при определенных условиях поддаются иррациональным воздействиям. Одна из проблем с этой последней интерпретацией состоит в том, что мы можем приписать им склонность действовать «обычным» (предположительно «рациональным») образом в течение длительного времени, но все может измениться под влиянием момента, однако некоторые люди способны вести такую иррациональную политику в течение нескольких месяцев или лет, упорно нанося вред невинным людям и самим себе, несмотря на содержательные рекомендации, которые они получают от друзей или членов семьи. В психотерапии такое поведение иногда подпадает под различные диагнозы, включая диагнозы расстройств личности, особенно когда чей-то выбор и решения причиняют значительную и длительную боль или вред тем, кого обычно от этого оберегают (собственным детям, членам семьи или друзьям). Однако диагнозы зачастую мало помогают нам, когда мы хотим понять и изменить поведение человека, потому что деструктивное поведение не обязательно является результатом патологии; чаще всего это результат ряда психологических и социальных обстоятельств и механизмов, вызванных этими обстоятельствами, которые развиваются независимо от какого-либо «лечения», которое может получить человек. Первым действующим механизмом является социальное обучение. Мы все склонны принимать решения в ситуациях неопределенности, считая, что мы должны делать то, что делают другие. Это особенно актуально в эмоционально нагруженных кризисных ситуациях. Если мы недовольны своей жизнью как таковой, или находимся в периоде пересмотра отношений, и в это время встречаем человека, который, как нам кажется, похож на нас (того же пола, примерно того же возраста, с кем мы можем идентифицировать себя), и который дает нам совет «радикально изменить нашу тактику» и начать действовать агрессивно, многие люди поддаются этому совету. Поначалу они могут делать это нерешительно, но со временем, когда они предпримут важные шаги (например, подадут иск), они получат дополнительную поддержку со стороны лица, принявшего это решение, и будут вынуждены переиначивать многие из последующих событий как желаемое «изменение» в их жизни. Например, они могут интерпретировать разрыв в результате судебного процесса с партнерами или членами семьи не как то, что есть на самом деле, а как «признак контроля над ситуацией»; они могут интерпретировать ущерб и боль, причиненную другим, как «расширение своих прав и возможностей», и даже ухудшение качества собственной жизни как «расплату за изменения от столкновения с реальностью». Как только такие деструктивные действия рационализируются, «социальное доказательство» исчезает: последствия становятся настолько радикальными и настолько аморальными или вредными, что человек неизбежно встречает неодобрение со стороны ближайшего социального круга. Однако именно тогда вступает в действие второй механизм: механизм поддержания самоуважения любой ценой путем стремления к тому, чтобы «быть последовательным». К тому времени, когда действия человека привели к тому, что он потерял социальную поддержку, в значительной степени изолировал себя и стал отчужденным от самого ценного в жизни, его самоуважение находится под серьезной угрозой: он чувствует, что больше не может вернуться к прежним отношениям, более конструктивному поведению, потому что это дискредитировало бы его как личность; он должен оставаться последовательным и доказывать свою правоту только в силу одного этого принципа. Таким образом, это ведет к более деструктивным и в конечном итоге неустойчивым действиям: прекращению общения с важными людьми, разрыву отношений, лжи, предъявлению ложных обвинений: действиям, которые повлекут еще большее социальное осуждение и дадут повод для неодобрения. Человек попадает в порочный круг самоутверждения, который, как и все процессы, возникающие из ошибочных предпосылок, неизбежно в конечном итоге приводит к краху: чем дольше человек следует этой программе, и с чем большим рвением он это делает, тем более вероятно, что человек в конечном итоге «разоблачит себя» или перейдет в психотическое состояние. Это состояние может быть явным (развитие психического заболевания) или скрытым (попытка самоубийства или членовредительства, причинение физического вреда другим, развитие депрессии и т.д.). Желание действовать последовательно настолько глубоко укоренилось в нашем представлении о себе и нашей самооценке, что оно часто приводит к тому, что люди наносят серьезный ущерб себе и своим близким, ущерб, который они никогда ранее не допускали. Именно поэтому польско-американский философ Лешек Колаковски однажды написал эссе, озаглавленное «В защиту непоследовательности», где он указал, что здоровый, морально интегрированный человек часто непоследователен, потому что он иногда сравнивает свои взгляды и решения с реальностью и корректирует в связи с этим свои действия. Однако самоконтроль требует хорошей социальной среды, надежных друзей с адекватными ценностями или надлежащих советов и заботы, предоставляемых посредством консультирования. Это инструменты, которые не дают нам «улететь» в психоз, когда мы делаем что-то не соответствующее образцу. Общество, семья, друзья и консультанты возвращают нас с этого обрыва к нормальной жизни, и именно поэтому то сообщество, в которое мы входим, так важно для нашего психического здоровья и благополучия. Так какое же философское консультирование можно организовать в описанных ситуациях? Оно должно быть одновременно и простым, и честным: оно должно показать человеку, что его самоуважение лучше подкрепляется смирением и самоанализом, чем одной лишь последовательностью; многие злодеи последовательны, но лишь немногие смогли познать себя и стать добрыми людьми. Философ-консультант исследует с клиентом ценности, альтернативные ценности "просто быть последовательным": такие ценности, как уважение к другим, уважение к старшим, чувство внутреннего покоя, которое обретается в процессе подавления бушующей воли и страстей в ситуациях соблазна, благополучие окружающих, членов семьи, независимо от нашего состояния в тот или иной момент времени. Консультант может рассказать о своем собственном опыте, о человеческих слабостях и поражениях. Джордж Оруэлл, известный своими гениальными футуристическими романами, но менее известный как скромный и мудрый человек, однажды написал: «Жизнь каждого человека, если смотреть на нее изнутри, - это череда поражений». Принятие этого факта может способствовать освобождению и в то же время расширять возможности: тот факт, что мы все так много времени терпим поражение, явное или неявное, служит свидетельством нашего грандиозного самообмана по поводу того, что мы должны быть «последовательными», чтобы иметь адекватную «самооценку», что само по себе является пограничным психозом. Последовательность - это лишь ограниченная, поверхностная политика, которой нам нужно придерживаться только в течение короткого времени, когда наше внимание и ресурсы всецело направлены на что-то другое, что мешает нам просто «выглянуть в окно» и проверить реальность нашей жизни. Это не имеет ничего общего с самооценкой и, по сути, представляет собой одну из величайших опасностей для нашего движения по жизненному курсу, когда мы сбиты с толку изнутри и когда страдание мешает нам точно оценить обстоятельства. Именно в этом отношении консультирование является инструментом повседневной жизни, которое дополняет «органические» способы проверки реальности: беседы с членами семьи и друзьями, консультации с авторитетными людьми (священник, врач, старейшина), медитацию или молитву. В суете повседневности  больших городов с утомительным ритмом их жизни консультирование - это способ самокоррекции; маяк во тьме для тех, кто оказался в бурном море; инструмент, игнорировать который означает потерять себя в пресловутых «джунглях» современной городской жизни.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать