(NEW) Гульнара Шалагина (Россия)

28.02.2020

Гульнара Шалагина (Россия) - кандидат философских наук, доцент, Казанский национальный исследовательский технологический университет.

Практическая философия и философская практика: пути пересечения в информальном образовании (Интерактивная презентация в стиле TED) 

Язык выступления: русский 

В обществе постмодерна изменяются параметры образовательной деятельности. Интеллектуальная культура переживает взлет, связанный с доминированием сферы услуг, трактовкой духовности как средства производства, востребованностью счастья как ресурсного состояния творца нематериальных продуктов, прекариатизацией интеллектуалов, либерализацией индивидуального предпринимательства, трансформацией профессий, востребованностью разносторонности, инновационистской идеологией. Активизируются альтернативные, внеинституциональные формы социально-гуманитарного знания, которые осмысливаются как информальное образование. Это гибридные научно-популярные, образовательно-развлекательные формы, эстетизированные научные проекты (философские фестивали), философские школы мудрости, тренинги, студии саморазвития, этические ретриты и рациональные додзё, другие явления, возникшие в ходе дедифференциации практической философии (этики), психологического консультирования, эстетики и новой религиозности. Условиями существования перечисленных форм гуманитарной активности становятся «третьи места», новые городские пространства постмодерна: кафе, антикафе, коворкинги, лофты, парки, скверы, явления, связанные с постиндустриальными городскими трендами. Запрос на креативность, харизматичность у малых предпринимателей, самозанятых, деятелей искусств, фрилансеров, чей успех связан с персональными достижениями, велик. Сформировалась особая сфера духовного производства с ведущей ролью этики. Философ-практик предлагает методологию жизни, принципы, постулаты, возможность осознанного выбора клиента, ответственность и за конкретного человека, и перед человечеством, трактует клиента как осознанного, обладающего экзистенциальными запросами. Либерализация экономики предоставляет дополнительные возможности развития этики и философской практики в секторе информального образования.

Об эвристическом потенциале академической философии для философской практики (памяти Леона де Хааса) (презентация)

Философская практика - это 1) работа на стыке практической философии (этики) и психологии, 2) направление в образовании (просветительской деятельности), 3) корпоративное консультирование в организациях и отраслях народного хозяйства. Постмодернистская дедифференциация культурных сфер размывает границы этического, религиозного, психологического дискурсов, однако философская практика обладает спецификой в смысложизненном ориентировании, просвещении, консалтинге. В презентации рассматривается эвристический потенциал академических отраслей философии: онтологии, социальной философии, истории философии, этики. На изложенные мысли автора вдохновила лекция «Современный Сократ», прочитанная на онлайн-конференции ICPP - 2020 Леоном де Хаасом (1949 - 2020). Лекция Леона де Хааса продемонстрировала сочетание высокого академического уровня и философской практики, была тренингом философского плюрализма. Философ свое фундаментальное знание истории философии развернул в пользу философской практики, «вычитывая» практическую ориентацию в учениях, которые привычно ценятся с позиций онтологии, философии науки. Философское знание базируется на специфическом навыке панлогистического системного анализа совокупной онтологической тотальности и умении составить целостную картину мира, в которой закономерно высвечиваются сущностные взаимосвязи дисперсных, разнопорядковых областей бытия. Этот подход предполагает классическое понимание философии как учения о всеобщем. Философ-практик осуществляет онтологические симпатии, системное видение места и транзиторных свойств каждой онтологии. Социальная философия дает понимание актуальности социального идеала субъектности. В перманентных социальных изменениях «растекающейся модернити» (постмодерна) актуален разидентифицирующий субъектогенез. История философии (сердцевина академической философии) формирует профессиональную идентичность философа-практика. Главный плод философии - этика, её ценность усилилась благодаря запросу на морально-психологический капитал участника общественного производства. Сегодня философия вымывается из формального образования в информальную креативную образовательную индустрию. С 1 июня 2021 г. в связи с поправками о просветительской деятельности в РФ изменится баланс между информальной и академической сферами гуманистики.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать