Иван Снетков (Россия)
Иван
Снетков (Россия) - бакалавр философии Санкт-Петербургского государственного
университета, студент магистратуры Института философии Санкт-Петербургского государственного
университета.
Софистика как способ осуществления философской практики в образовании (Интерактивная презентация в стиле TED)
Язык выступления: русский
Автором
поставлена задача реконструировать процесс софистического обучения и выявить,
на основе этой реконструкции, методологию софистического способа осуществления
философской практики в образовании. Автором доказывается тезис о релевантности
интеграции педагогических элементов софистики в современную образовательную
практику. Для подтверждения данного тезиса, проведено сопоставление итогов
решения поставленной автором задачи с положением современного классического
образования. Процесс софистической педагогики заключается в принуждение ученика
к говорению для провокации мыслительного процесса. Таким образом, процесс
понимания представляет собой не уяснение подлинного смысла вещей, но процесс
изобретения этого смысла. Цель софистического обучения - умение ориентироваться
в конкретной ситуации. В результате софистической практики осуществления образовательной
деятельности достигается: 1) развитие личности, а не передача знания; 2) выход
за пределы, обусловленного знаниями, мышления; 3) превалирование творческого
аспекта мышления. Как итог, софистический способ осуществления философской
практики в образовании оказывается крайне актуальным в рамках
творчески-критического подхода в педагогике.