Людмила Беляева (Россия), Ирина Чугаева (Россия)
Философско-коммуникативные практики как технологии поиска личностной идентичности в образовательном процессе (воркшоп)
Язык выступления: русский
Людмила
Беляева (Россия) - доктор философских наук, профессор, кафедра философии,
социологии, культурологи; Уральский государственный педагогический университет
(Екатеринбург)
Ирина
Чугаева (Россия) - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и
психологии детства; Уральский государственный педагогический университет
(Екатеринбург)
В
современном обществе отмечается увеличение доли молодых людей, выражающих
отчуждение, негативизм к происходящим событиям, нежелание общаться,
непонимание, неприятие других людей. Данные проявления связаны с потерей ценностно-смысловых
ориентиров, кризисом личностной идентичности. В условиях ценностного плюрализма
молодым людям необходим экзистенциальный опыт как поиск смысла существования,
выстраивания стратегии собственной жизни. Такой опыт подростки могут получить в
процессе ценностно-смыслового восприятия искусства как переживания
художественного образа через диалог с автором, героем художественного
произведения, ценностно-смысловое моделирование их миропонимания и
мироощущения. Данный процесс мы рассматриваем как философско-коммуникативные
практики, так как он связан с активной деятельностью субъекта, его способностью
подняться над обыденностью бытия с целью понять жизнь Другого, осмыслить
различные жизненные ситуации, соотнести с собой. Философско-коммуникативные практики
с опорой на герменевтический подход позволяют использовать художественное
произведение как дискурс, способствующий в процессе коммуникации с авторским
смыслом обнаружению личностного смысла в явлениях культурной жизни.
Философско-коммуникативные практики поиска личностной идентичности реализуются
на основе разработанной нами технологии активизации ценностно-смысловых
отношений, отправной точкой которых является стремление подростка найти ответ
на вопрос «Кто Я?», что, в конечном счете, означает поиски истины своего бытия.
Мы выделяем комплекс таких отношений, в основе которых лежит сократический
диалог как метод философской практики. Данная технология способствует обретению
молодым человеком личностной идентичности, которая превращаясь в практику заботы
о себе, характеризует его как активного, ответственного субъекта, способного к
самопознанию, самопониманию, ценностному самоопределению и творческому
самовыражению.