(NEW) Наталья Артёменко (Россия)
Наталья Артеменко (Россия) - кандидат философских наук, доцент, Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета, главный редактор международного журнала «Horizon. Феноменологические исследования»
Практики себя и/или «забота о себе»: от античной epimeleia heautou до субъекта травмы (Лекция)
Язык выступления: русский / английский
О какой «заботе о себе» рассуждает философия, начиная
с античных времен и вплоть до наших дней? Речь идет, в первую очередь, о
способе установления отношения с самим собой, с собственным «Я». Но что это
значит: войти в отношение к самому себе, озаботиться собственным существованием
как своей собственной задачей? Казалось бы, тема «Я» - простая, которая дана
каждому вменяемому человеку вместе с его рождением. Но современный человек по
большей части не знает, кто он. Возникающая здесь напряженность проявляется в
самых разных формах и на разных уровнях - от проблем выбора жизненных
траекторий до чувства заброшенности и вопроса смысла жизни. В ситуации
современности появляются проблемы с персональной идентичностью, которые были
неизвестны на протяжении большей части истории. Мы продемонстрируем в этой
лекции, как от платоновской «заботы о себе» через августиновское размышление и
до декартовского метода формируется та самая практика субъективации, которая
привела к возникновению понятия самотождественного субъекта в XVII в.,
наследниками которого мы все являемся. От новоевропейского субъекта мы
проследуем далее к субъекту травмы, условно - от Декарта до современной
феноменологии. Мы проследим историю субъекта Нового времени от его рождения до
его декларируемой с середины ХХ века смерти. Рудольф Бернет, представитель
новой пост-феноменологии, говорит так: «быть субъектом - значит быть субъектом
потерь самотождественности». На что субъект может опереться, чтобы выжить и ответить
в тот момент, когда то представление, которое он сформировал о себе самом,
рушится, когда ему не хватает слов о только что пережитом? Мы попытаемся
ответить на этот вопрос, обращаясь к истории практик себя в античности, в
эллинизме, в христианстве, и, наконец, в современности.
Устная история, практики запоминания и проблема «доступа» к травматическому опыту (лекция)
Термин «устная история» сегодня довольно широко используется, несмотря
на то, что возник не так давно. Истоки метода устной истории следует искать в
исследованиях, связанных с интервьюированием, и со ссылкой на смежные
дисциплины, то есть социологию, этнологию, политологию и, частично,
лингвистику. Довольно скоро споры о соотношении устной истории и исторической
памяти стали обычным явлением для критической литературы. Метод интервью - очень
сложный способ, требующий значительных усилий, равно как и осознания высокой
степени субъективности исследователя, поэтому некоторые историки считают устную
историю крайне ненадежным источником. Тем не менее, нельзя игнорировать тот
факт, что метод устной истории очень востребован в тех случаях, когда нет
других источников, кроме свидетельств о том, что оставлено человеческой памятью.
Устная история позволяет нам изучать не столько факты прошлого, сколько само
человеческое сознание и его изменение, трансформация, позволяет нам поставить
вопрос о практиках памяти с новой точки зрения. Память и практики запоминания
тесно связаны с забвением, что, в свою очередь, указывает на необходимость
устранения информации, разрушающей человеческую психику и структуру
общественного сознания. Забвение можно было бы назвать «травмой памяти», под
которой следует понимать события, разрушающие как личную, так и социальную (в
том числе национальную) идентичность. Следовательно, память начинает
ассоциироваться с понятием травмы. В лекции рассматривается взаимосвязь между
устной историей и человеческой памятью, проблема «доступа» к травматическому
опыту, особые аспекты повествования в травматическом опыте.