(NEW) Олег Валуев (Россия)
Олег
Валуев (Россия) - младший научный сотрудник Школы Антропологии Будущего,
преподаватель-исследователь в области психологических наук, Российская Академия
Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской
Федерации (РАНХиГС) (Москва), психолог-консультант.
Философия творчества как личностная практика свободы быть, делать и творить (Лекция)
Сюрреалистическая баллада как диалог судьбы и свободы (воркшоп)
Язык выступления: русский
Философия творчества как личностная практика свободы быть, делать и творить (Лекция)
В своей жизни и профессиональной деятельности я всегда понимал философию как эсхатологическое искусство человеческой свободы, открывающей новые силы и возможности духа. Её необходимость, как и «необходимость себя» (по М. К. Мамардашвили), ощущаю в педагогике, психологии, психотерапии, искусстве и жизни. Философское основание моей личностной практики связаны с творческим синтезом философии персонализма и философии свободного духа. На лекции в противоположность интеллектуальному пониманию творчества как порождения культурных продуктов будет «отстаиваться» экзистенциальное понимание - как освобождение духа в преображении мира, изменении жизни (Н. А. Бердяев). Свобода - не в том, что вы можете, а в том, чего вы не можете. В этом смысле реальная свобода открывается как свобода творчества - в синтезирующем взаимодействии экзистенциальной и эссенциальной свободы, свободы делать и свободы быть. Будет показано, что практикование свободы открывает дух в триангуляции смысла, возможности и невозможности, поэтому самопознание философа есть творческое основание философии познания. Утрата смысла, приводящая по В. Франклу к экзистенциальному вакууму, есть утрата свободы, а, значит, утрата духовных оснований жизни, утрата самого себя. Философия творчества как личностная практика свободы позволяет соотносить разные виды свобод с разными видами творчества, обнаруживая новые смыслы как связи и отношения между возможностями и невозможностями своей жизни.
Сюрреалистическая баллада как диалог судьбы и свободы (воркшоп)
Поиск ответов на значимые вопросы человеческой жизни
порой заводит в интеллектуальные тупики, создавая разнообразные трудности на
нашем жизненном пути. Это иногда происходит из-за невозможности организовать
живой диалог между своей судьбой и свободой, диалог, позволяющий вам обрести
самих себя на уровне большей искренности, сложности и собранности. В одном
фантастическом произведении Роберта Шекли говорится, что «для правильной
постановки вопроса надо знать половину ответа». Участники воркшопа могут
принести с собой или поставить любой значимый жизненный вопрос, волнующий их в
прошлом, настоящем, будущем или вечном, и получить на него ответ, к которому
они будут готовы на тот момент времени. Предлагаемая для этого культурная
практика самоосознания может быть использована как в групповом, так и в
индивидуальном формате работы. Она базируется на философии персонализма Н. А.
Бердяева, философии искусства М.М. Бахтина, экзистенциальной психологии Р. Мэя,
психологии искусства Л.С. Выготского и психологии творческого акта В.П.
Зинченко. Итак, мы обратимся к синтезированному искусству - мультипликационному
фильму «Destino» (2003) - известному совместному проекту Сальвадора Дали и
Уолта Диснея. Данная практика включает в себя просмотр и обсуждение
мультфильма, рефлексивное письмо и свободное рисование, смысловое исполнение
баллады своей судьбы и свободы. Это будет "двигательный диалог"
самопознания, позволяющий обрести нового себя.
Культурно-исторические практики жизни в период пандемии: преодоление апокалиптического времени (лекция)
Год, который человечество провело в ситуации вынужденной самоизоляции и массовых ограничений, вызвавших многочисленные силовые преодоления в обществе и культуре, был целиком окутан витающими над всеми нами темами и образами жизни и смерти. Это заставляет говорить о катастрофическом и даже апокалиптическом времени (последнее рассматривается в логике Ф. М. Достоевского), что нашло отражение в понятии «хронологического невроза», т.е. невроза утраты связности времени, безвременья и следующего за этим распада жизненного хронотопа (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко). Пандемия коронавируса понимается мною в логике социосистемного и экзистенциального подходов как триединство эпидемии, инфодемии и ноодемии. Это дает возможность целостного и многопланового рассмотрения нашего сложного времени и его ментальных эффектов. Человечество не впервые сталкивается с явлениями подобного масштаба и исторически накопило некоторый набор инструментов и практик работы с социумом и личной жизнью в подобные времена. Эти практики, рассматриваемые для преодоления апокалиптического времени в работе с самим собой и другими людьми, имеют как психологическое, так философское и экзистенциальное устройство. О них мы сможем подробнее поговорить в контексте осознания переходов между выживанием, оживанием, жизнью, переживанием и возжитием.
Экзистенциальный девиз как философско-психологическая практика разрешения личностных проблем и жизненных трудностей (воркшоп)
В сложных ситуациях жизни и деятельности
человек нуждается в теплых словах, концентрирующих в себе позитивные идеи,
конструктивные помыслы, мотивирующих и вдохновляющих на новые поступки и дела. В
качестве таких выражений часто используются разнообразные пожелания родных и
друзей, красивые философские изречения и афоризмы, художественные цитаты,
многочисленные рекламные слоганы, военные и политические лозунги, медитативные
и религиозные тексты. Из них составляются личностные правила поведения,
профессиональные кредо, семейные и родовые надписи и девизы. В отличии от них
экзистенциальный девиз позволяет придавать новые силы и смыслы для изменения
жизненных и личностных обстоятельств на некоторый период времени. На воркшопе
предполагается демонстрация применения футурологической практики его написания
для разрешения ряда жизненных вопросов и задач, стоящих перед человеком.
Методологическим основанием данной практики выступают экзистенциальный подход
в психологии и психотерапии (Р. Мэй, Л. Бинсвангер и др.), экзистенциальная
антропология (Д.А. Леонтьев, Е. Петровская, С.С. Ступин и др.), философия духа и
творчества (Н.А. Бердяев, А. Камю, Г.С. Померанц ид р.) и
культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П.
Зинченко, А.Г. Асмолов и др.). Это работа с самим собой, обращающая личность к
ее собственному жизненному миру, дает глубокие смысловые ответы на личные
вопросы в знаковой форме. Практика создания экзистенциального девиза имеет
письменный характер и всегда относится к будущему, с которым и предлагается
поработать.