Светлана Динабург (Россия)

02.04.2020

Светлана Динабург (Россия) - старший преподаватель кафедры философии и права Пермского национального исследовательского политехнического университета, телесно-ориентированный психотерапевт

Современные исследования травмы в приложении к философской практике (Лекция) 

Язык выступления: русский

Сегодня мы становимся свидетелями встречи феноменов, так или иначе влияющих на события в поле философской практики - дискурса «заботы о себе» и современного исследований травмы. Trauma studies были признаны одним из самых динамичных разделов гуманитарных наук еще в последнее десятилетие XX века. В последние годы они стали важной частью интеллектуального ландшафта не только из-за очевидной актуальности, а также интегративного потенциала, но способностью «переформатировать» прежние концепты и отношения. Так, ясное различение в рамках психотерапевтической парадигмы страданий невротика и нормального человека проблематизировалось во все более широком контексте, а понятие травмы стало пониматься не только как событие, имеющее отношение к психике индивида, но и как социальные феномены исторической, культурной и коллективной травмы. Соответственно, если философы-практики, еще некоторое время назад осознанно дистанцировались от любой травматической тематики, очерчивая свою область «проблемами обычного человека», «глубинными потребностями», «экзистенциальными кризисами/тревогой/мироощущением» или «философскими болезнями, которые нельзя вылечить, а можно только пережить», то сегодня никто не может избежать включенности в контекст травмы и/или остаться незатронутым. Полагается, что trauma studies продолжает традицию изучения культуры в категориях «философии безумия». На уровне экстремальном человек проживает травматические последствия (от мировых катастроф до повседневного бытового насилия) не только пассивно, но и осознанно покидая убежище благополучия и сострадая другим. На уровне несовершенства - закрытость, несвобода и давление социальных отношений сегодня продуцирует неизменное травматическое положение вещей. Наконец, на уровне неизбежности концептуализируется изначально травмогенный характер культуры (Ж. Лакан) или принципиальная травмированность субъекта (Р. Бернет). Тем самым, возникают новые задачи как аспекты современной «заботы о себе»: прояснения концепта травмы, понимания позитивных и негативных аспектов нормализации травмы и разработки методов безопасной работы с травмой.

Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать